17 Сентября

Утвержден Регламент совершения нотариальных действий.



Минюст и Федеральная нотариальная палата утвердили новый документ, который станет одним из основных нормативно-правовых актов, определяющих порядок совершения нотариальных действий. Соответствующий приказ был подписан министром юстиции РФ 30 августа, а в силу документ, ранее также утвержденный Правлением ФНП, вступит с 1 января 2018 года. Значимость появления этого документа трудно переоценить, как для самого нотариата, так и для граждан.

В ближайшее время россияне смогут оценить серьезные нововведения в процедуре получения нотариальных услуг. Правила, по которым действует нотариус, станут еще более регламентированы, а граждане также смогут иметь четкое представление о том, как совершается нотариальное действие, и что может потребовать от них нотариус. С нового года в силу вступит свод правил, устанавливающий строгий перечень информации, которую должен запросить нотариус в рамках того или иного нотариального действия, и методы ее фиксации. 
Регламент, наряду с Основами законодательства РФ о нотариате и другими нормативно-правовыми актами, уточняет ряд моментов в порядке совершения нотариальных действий. В частности, он стал первым документом, определившим перечень информации, которую нотариус должен запросить у заявителя, в зависимости от типа нотариального действия и лица, выступающего в роли заявителя, а также способ фиксирования такой информации. 
Четко прописанный перечень документов с необходимыми для нотариуса сведениями позволит исключить разночтения в требованиях к заявителям и обеспечить единую правоприменительную практику у всех нотариусов страны. 

Например, потребовать с клиента по своему усмотрению какие-то сведения, не прописанные в Регламенте, нотариус будет не вправе. В то же время этот документ должен значительно облегчить и саму работу нотариуса. Например, Регламент вносит ясность в перечень документов, позволяющих установить личность. В первую очередь, это паспорт гражданина РФ. Если паспорт по каким-то причинам отсутствует, нотариус примет временное удостоверение личности. Также подтвердить личность для получения нотариальной услуги можно с помощью военного билета, дипломатического паспорта, удостоверения беженца и других юридически значимых документов. 

Обращаясь к нотариусу, например, для удостоверения сделки купли-продажи недвижимости, гражданин будет знать, какие еще документы он должен взять с собой, помимо документа, удостоверяющего личность и подтверждающего его возраст, в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится гражданин. В частности, если гражданин состоит в браке, потребуется согласие супруга на совершение сделки в отношении недвижимости, приобретенной в период брака, и т.п. При этом всю информацию о самом объекте недвижимости, его характеристиках, собственнике, наличии обременения нотариус запрашивает самостоятельно в Едином государственном реестре недвижимости. Исключением являются случаи, когда права на объект недвижимости возникли до создания единого реестра (январь 1998 года). Тогда, собираясь к нотариусу, необходимо будет взять с собой документ, подтверждающий возникновение права собственности на объект сделки. 

В  соответствии с законом с 1 января 2018 года данные обо всех нотариальных действиях будут вноситься в соответствующие электронные реестры ЕИС. Тема самым будет обеспечена защита нотариальных актов от подделки и гарантия достоверности всех сведений, которые в них содержатся. Введение Регламента также способствует снижению рисков оспаривания нотариальных действий.
Сегодня, когда круг полномочий нотариусов планомерно расширяется, Регламент выступает и четким ориентиром для самих нотариусов, и дополнительной защитой для интересов клиентов нотариальных контор.